Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Игры и упражнения для детей с особыми потребностями
Игры и упражнения для детей с особыми потребностями
К группе детей с особыми потребностями относятся и дети с Синдромом Гиперактивности Дефицита Внимания или СГДВ. Если раньше таких детей было очень ограниченное количество, то в наше время число таких детей, к сожалению, сильно увеличилось. По научным данным среди детей дошкольного возраста гиперактивные составляют 16,5 %. Чаще СГДВ страдают мальчики 22 %, а среди девочек 10%.
Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:
Синдром гиперактивности без дефицита внимания;
Синдром дефицита внимания без гиперактивности;
Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространённый вариант).
Кроме того, выделяют простую и осложнённую формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.
Кто же это такой гиперактивный ребенок? Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» обозначает превышение нормы.
Гиперактивные дети – импульсивные, подвижные, «вулканчики», «шустрики», «вечный двигатель», «моторчик на ножках».
Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растёт с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идёт полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
Генетические (наследственная предрасположенность);
Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
Социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Предлагаю несколько групп игр.
1. Игры на развитие внимания.
• «Последний из могикан»
• «Корректор»
• «Только об одном»
• «Лови - не лови»
• «Дрессированная муха»
• «Я весь во внимании»
• «Зоркий Глаз»
• «Ушки на макушке»
• «Все наоборот»
• «Волшебное слово»
• «Последний штрих»
2. Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)
• «Прикосновение»
• «Солдат и тряпичная кукла»
• «Насос и мяч»
• «Шалтай-Болтай»
3. Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления)
• «Молчу - шепчу – кричу»
• «Говори по сигналу»
• «Час тишины» и «час можно»
• «Замри»
• Царевна Несмеяна
4. Игры, способствующие закреплению умения общаться
• «Ожившие игрушки»
• «Разговор через стекло»
• «Сиамские близнецы»
• «Чужими глазами»
• «Головомяч»
• «Менялки»
А также в работе с детьми с особыми потребностями нужно использовать
нейропсихологические игры и упражнения. К ним относят пальчиковые, кинезиологические упражнения (это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель), логоритмические упражнения, музыкально-ритмические и другие упражнения.
Например:
• Кулак-ладонь – ребро;
• Ухо – нос;
• Колпак мой треугольный
Колпак мой треугольный
Треугольный мой колпак
А если не треугольный
То это не мой колпак.
И многие другие игры.
Литература
1. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов / Авт,- сост, В.Г. Маралов. – М.: АРКТИ, 2010
2. Лютова Е. Н., Мотина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. М.: Генезис,2000
3. Нечаев М.П., Романовская Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2014
4. Нифонтова О.В. Учим детей решать конфликт. _М.: ТЦ Сфера, 2011
5. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации, диагностические материалы и упражнения/ авт.- сост. ЬТ.Д.Пашкевич._ Волгоград: Учитель, 2012
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000
7. Читякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Vospitatel (25.09.2017)
|
Просмотров: 455
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|