Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 09.05.2024, 02:56

Сайт воспитателя д/с "Ласточка" Евдокимовой Т.В.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Анализ программ по патриотическому воспитанию дошкольников

Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

 Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.

Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

 Что такое патриотическое воспитание?

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Формирование любви к Родине:

  • в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
  • в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
  • в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

 

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:

  • «Наследие» М.Ю.Новицкой
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
  • система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
  • «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
  • «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
  • «Мир детства» г. Оренбург
  • «Росток» г. Челябинск
  • «Живой родник» г. Северск
  • «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской
  • «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.

 

Рассмотрим две из них.

 

Образовательная программа «С чего начинается Родина?»

Программа «С чего начинается родина?» представляет собой сборник, где  собраны материалы из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках реализации государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ 2001-2005 годы».

Программа имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений,  представлен практический материал, расположенный в пяти разделах:

  • Мой дом  - моя семья; 
  • Знакомим с русской народной культурой;
  • Столица нашей Родины – Москва;
  • Земля – наш общий дом;
  • Защитники отечества.

Каждый раздел  решает свои задачи, и представлен упражнениями, рассчитанными на определенный возрастные группы от младшей группы до подготовительной.

Два занятия для младшей группы и 2 занятия для средней группы, а остальные для старших и подготовительных групп.

Задачи раздела «Мой дом – моя семья»:

ü      Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

ü      Познакомить с понятием «семья».

ü      Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.

ü      Воспитывать любовь к родному языку.

ü      Знакомство с фольклором.

ü      Развивать самопознание ребенка и  уважение к себе.

ü      Помочь ребенку осознать свои достоинства и недостатки.

ü      Рассказать о взаимоотношениях в семье.

ü      Воспитание самостоятельности.

ü      Развивать способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов семьи.

ü      Воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.

ü      Развивать у детей способность распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его.

ü      Развивать у детей эстетическое восприятие.

ü      Развитие уважения к старшим.

Задачи раздела «Знакомим с русской народной культурой»:

ü      Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

ü      Развивать творческие способности.

ü      Знакомство детей с историей русского народа: с бытом, обычаями, гостеприимством.

ü      Знакомство с устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства.

ü      Знакомство с поговорками, пословицами.

ü      Знакомство с зодчеством, русскими героями, предметами обихода, народными праздниками и традициями, народными костюмами.

Задачи раздела «Столица нашей родины – Москва»:

ü      Воспитывать любовь к родному городу.

ü      Понятие экологии.

ü      Знакомить детей с понятиями «улица», «двор», «перекресток» и т.п.

ü      Знакомство с достопримечательностями столицы.

ü      История города.

ü      Воспитание в детях чувства гордости за свой город, свою страну и своих предков.

Задачи раздела « Земля – наш общий дом»:

ü      Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей страны.

ü      Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России.

ü      Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего;

ü      Развивать общие познавательные способности детей – знакомить с традиционными символами на картах, частями света, природными явлениями учить использовать различные технические приемы изобразительной деятельности.

ü      На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда, вызывать интерес к коллективному труду.

ü      подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека. Закрепление знаний государственных символов страны.

ü      Воспитывать любовь к природе и животному миру России, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России, расширять представление о животном мире страны.

ü      Уточнять и расширять представления об изменениях в природе; устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания.

Задачи раздела «Защитники Отечества»:

ü      Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.

ü      Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

ü      Развитие интеллектуальной компетентности ребенка.

ü      Развитие коммуникативной функции речи.

 

Программа «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой и Л.Е. Осиповой предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада. Программа разделена на 3 сборника-пособия по разным возрастным группам.

В программе представлено перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемы занятия связаны между собой тематически.

В сборниках представлен практический материал, расположенный в 5 разделах:

·         Родная семья

·         Родной город

·         Родная страна

·         Родная природа

·         Родная культура

Все предлагаемы темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.

Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, поселке), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта. городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей. деятелях культуры. знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основ гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе. И наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устными народными творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

 

 

Основные формы занятий обоих программ:

  • Игра
  • Рисование
  • Лепка, конструирование, аппликация
  • Прослушивание музыкальных фрагментов
  • Прогулка-экскурсия
  • Театрализованное представление
  • Рассказ
  • Кроссворды
  • Викторины
  • Занятия по развитию речи
  • Составление карт-схем
  • Сказки
  • Спортивные соревнования
  • Праздники, утренники, массовые мероприятия

Используемые материалы:  данные занятия подразумевают использование большого количества наглядных материалов, устных текстов, музыкальных отрывков, элементов театральных костюмов.

Выводы:

Данные программы представляет собой довольно обширный и богатый материал по развитию эмоционально-личностных и патриотических качеств личности ребенка. Каждое занятие имеет структурированную форму, обширный круг выполняемых задач и отвечает потребностям детей дошкольного возраста.

Эти занятия хорошо включать в общую канву стандартных программ  ДОУ.  Данные занятия могут дать ребенку представление о семье, о нем самом, о его Родине, о  народных традициях, истории, культуре, расширить кругозор.  Так же подобные занятие развивают у ребенка чувство патриотизма,  доброжелательное и внимательное отношение к близким и окружающим, чувство ответственности и собственной значимости, самоуважение. Программы способствует возникновению  чувства красоты, развитию речи, воображения, творчества.

Однако представленные конспекты занятий  предполагают некоторое предшествующее  изучение материала или предварительную работу, которая описана не во всех занятиях, также неосвещен вопрос рекомендаций родителям, продолжительность проведения.

 

В основе всех приведенных материалов лежит положение о том, что «патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов». Воспитание личности подобного типа и является основной  целью приведенных в программах занятий.

По мысли составителей программ патриотические чувства закладываются в процессе жизни  человека, находящегося в определенной социокультурной среде. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.

Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

 Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Взрослый (педагог и родители), согласно программам, также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) — значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Vospitatel (04.10.2012)
Просмотров: 12889 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz