Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 14:44

Сайт воспитателя д/с "Ласточка" Евдокимовой Т.В.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Знакомства детей с правилами безопасного поведения

Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим – вот те задачи, которые являются актуальными в современном обществе.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – это работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников  осуществляется в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Но нельзя не сказать, что детский врач психотерапевт Л. Григорович предупреждает о том, что с дошкольниками говорить и играть на темы безопасности можно не более 20 - 25 минут.

Методика, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения, осуществляются ступенчато:

·       сначала важно заинтересовать детей вопросами  безопасности;

·       затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях, упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Выделятся 3 этапа работы с детьми: обогащающий, имитационный, практический.

Целью первого (обогащающего) этапа является накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения. Это: представления о бытовых источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами домашнего обихода и доступных приемах оказания первой помощи.

На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием фотографий. Необходимо отметить, что большое внимание должно уделяться мотивации деятельности. Особая роль здесь отводится игровому персонажу – Стобеду (герой произведений Д. Орловой), который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания и т. п. На примерах из жизни Стобеда педагог показывает, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности. Даже в самом имени персонажа отражена эта идея, и уже при первом знакомстве с маленьким человечком дети, отвечая на вопрос «Как вы думаете, почему его так зовут?», говорят: «У него беда была», «Беда – это плохо ему было». Использование игрового персонажа дает возможность детям исправлять его ошибки, объяснять Стобеду необходимость выполнения правил и тем самым лучше усваивать правила.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди, «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. Углублению знаний об угрожающих ситуаций и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Высоко– низко», «Убери на место» и др. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы - спасатели», «Сто бед» и  д.р.

 Роль взрослого различна: при ознакомлении с игрой педагог выступает как организатор детской деятельности, затем как участник, в дальнейшем наблюдает, поясняет, подсказывает.

Дошкольникам проще запомнить жизненно важные правила безопасности, если они зарифмованы, например:

Если появился сильный дым,

Ты не прячься, позвони по 01.

Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, можно использовать следующие приемы: педагог читает детям рассказы и стихотворения и вместе с воспитанниками анализирует поступки героев, фрагмент рассказа служит иллюстрацией к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью определения детьми мер предосторожности.

Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

Ознакомление дошкольников с правилами поведения является лишь началом работы по формированию поведенческих умений. Необходима организация второго (имитационного) этапа, цель которого состоит в формировании у детей умений безопасного поведения.

Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность. Свою активность ребенок проявляет, прежде всего, в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.

Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, предлагается использовать ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми:

·     использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;

·     предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;

·     введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

·     «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

·     поддержание адекватного эмоционального фона.

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

Специально изготавливается макет кухни, комнаты, дороги, где разыгрываются ситуации опасного и неопасного поведения. В дополнение к макету вырезаются из бумаги и дерева мебель, инструменты, бытовая техника и др.

Для обогащения игрового уголка группы подбираются пластмассовая посуда, столовые приборы, предметы бытовой техники. Все это необходимо для имитирования действий с потенциально опасными предметами быта и моделирования опасных ситуаций.

На данном этапе широко используются тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.

Третий этап (практический) посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода.

Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями.

В дошкольном учреждении полученные умения закрепляются и развиваются. Используем проблемные ситуации типа «Намажем масло к завтраку», «Помоем хомячку морковь», «Поможем няне: стираем, гладим», «Сервировка стола к обеду…», «Подготовим столы к занятиям» и т. п. Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.

Для закрепления приемов оказания помощи при порезах, ожогах, ушибах проводим специальные занятия с участием медицинской сестры и без нее.

Рассмотрим методы, которые мы используем при ознакомлении детей с основами безопасности в дошкольном возрасте.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д…

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».

«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу.

Для закрепления программного материала в нашей группе практикуем задания на дом, которые дети выполняют совместно с родителями. Для этого были заведены специальные тетради. Так было предложено выучить домашний адрес, поговорить о правильном питании и нарисовать полезные продукты питания. Нам было важно, во-первых, увидеть, что родителям не безразличны интересы детей; во-вторых, ребята совместно с родителями выполняют задания.

Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер.

Категория: Мои статьи | Добавил: Vospitatel (04.10.2012)
Просмотров: 7082 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz