Чуткость,
восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние
периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту,
рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.
В. А. Сухомлинский
Мир детства,
внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни.
Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает
детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок
начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать,
воображать.
Под
театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых
служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым
сценариям». Было установлено, что театрализованные игры отличаются от
сюжетно-ролевых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности.
Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют
фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого
детьми в лицах. В них, как в настоящем искусстве, с помощью таких выразительных
средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные
образы.
Анализ методической литературы показывает, что при
разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое
внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные
методические приемы, например:
·
предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя
воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и
предложить им придумать новую, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);
·
предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения
сценок и пьес для разноконтрастных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и
Петрушки (Т.Неменова);
·
предоставить детям возможность для исполнения контрастных
ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного
щенка (Г. Прима).
Анализ
отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам
сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с
детьми должны быть разными. Т.Н. Доронова в книге «Играем в театр» предлагает
следующие методы и приемы:
Методика работы с детьми в старшей
группе
Дети стали
старше, и теперь они вполне готовы к волевой регуляции своего поведения,
поэтому работа по театрализованной деятельности с ними может строится в два
этапа.
Первый
этап предполагает
подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием,
изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения
этого этапа рассчитано на целую неделю.
Второй
этап целиком
посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению
на сцене.
На первом
этапе педагог:
Ø заинтересовывает детей содержанием
произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно
исполняет его или предлагает детям самим сочинить спектакль для своего
выступления;
Ø интересуется, понравилось ли детям
произведение или нет. Получив положительную оценку, педагог предлагает
разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его
детям. Если дети сами придумывают содержание, предлагает каждому из них выбрать
для себя роль.
Работа над ролью
Работа над
ролью с детьми этого возраста строится также, как и в средней группе.
·
Педагог
кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где
будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь
выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию
отдельных строк, которые им запомнились.
·
Анализирует
события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность
происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
·
После
распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу
внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и
т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех
событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным
чтением инсценировки педагогом с участием детей.
·
Подводит
детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть
неповторимым («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как
ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и
т.п.).
Работа
над этюдами
Очевидно,
что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия
не может стоять перед детьми шестого года жизни. Но жизненный опыт ребенка, его
знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в
своем воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить.
Поэтому при проведении работы с детьми Т.Н. Доронова рекомендует следующие
приемы.
Начать
следует с подготовке атрибутов для инсценировки, костюмов. Затем следует
перейти к движению. Вначале педагог выясняет у каждого ребенка, каков характер
его героя. На основании общих характеристик делит героев на две, три и более
подгрупп. Так, например, смелые и решительные составляют первую группу, добрые,
важные, обыкновенную – вторую, трусливые – третью. Затем детям каждой подгруппы
предлагается продемонстрировать движение своих персонажей.
После того
как вся подгруппа, например смелых и решительных зайцев, продемонстрирует свои
движения, педагог подводит детей к обобщенным представлениям о характере
движений данного образа. Это может звучать так: «Смелые, решительные зайцы
быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. С высоко поднятыми мордочками они
смотрели только вверх. Их плечи были расправлены, грудь выставлена вперед, лапы
засунуты в карманы брюк (или сложены за спиной и т.п.)».
От
характеристики движений каждой подгруппы педагог переходит к характеристике
речи персонажей. Работа осуществляется также по подгруппам. В начале педагог, в
зависимости от образа и характера героя, предполагает каждому ребенку выбрать
соответствующую интонацию, а затем, так же как и при выработке движений, подводит
детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом. Так,
например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить
громко, сопровождая свою речь жестами лап, глядя прямо в глаза говорящему, и
т.п. по окончании работы над выразительностью речи проводится репетиция
спектакля. Педагог обязательно хвалит детей.
Методика работы с детьми в
подготовительной группе
Работа с
детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум
взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по
развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения
и т.п. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ
художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение
особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности,
отработку мизансцен, овладение приемами грима и т.п.
Помощь
маленькому актеру в работе над собой и над ролью является довольно сложной
задачей. Педагог может эффективно решить ее при условии, что он не будет
переносить в работу с детьми методы и приемы школ – студий актерского
мастерства для взрослых. Т.Н. Доронова предлагает за основу театрализованной
деятельности брать ведущую деятельность дошкольников – игру. Не смотря на то,
что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам
актерского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан
Волошин рассуждал по этому поводу так, что искусство драгоценно лишь постольку,
поскольку оно игра. Художники – ведь это дети, которые не разучились играть.
Гении – это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не искусство.
Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для
сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных
эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить дошкольников
элементарными приемами актерской техники.
Упражнения
Работу
маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных
упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с
педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.
Упражнения на напряжения мышц:
ü рубить дрова;
ü волочить тяжелый ящик;
ü нести очень тяжелый чемодан;
ü дотянуться до высоко висящего яблока,
сорвать его и быстро спрятать и т.п.
Упражнение на расслабление мышц:
ü заснуть на стуле;
ü сидя на стуле, смахнуть с кистей рук
капли воды и т.п.
Упражнения на развитие воображения:
ü передавать друг другу веревку,
представляя, что это змея;
ü передавать друг другу кубик со
словами «лягушка» или «мороженое»;
ü передавать друг другу пустую коробку
и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это.
Работа над ролью. Работа маленьких актеров над ролью
под руководством педагога строится следующим образом:
·
Знакомство
с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные).
·
Знакомство
с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их
внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.)
·
Распределение
ролей
·
Непосредственно
работа над ролью:
Ø составление словесного портрета
героя;
Ø фантазирование по поводу его дома,
взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий,
игр;
Ø сочинение различных случаев из жизни
героя, не предусмотренных инсценировкой;
Ø анализ придуманных поступков героя;
Ø работа над текстом (почему герой так
говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача педагога состоит в
том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами
текста;
Ø работа над сценической
выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов
персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке,
темпоритма исполнения, мимики, интонации;
Ø подготовка театрального костюма;
Ø создание образа с исполнением умело
наложенного грима.
Очевидно,
что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все
действия должны иметь какую-то причину, быть целесообразным. Сценическое
поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках
той роли, которую он исполняет. Работая над выражением лица, постигая язык
тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые
им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать
уверенность в себе и своих возможностях.
Таким образом, мы видим, что каждый
возрастной этап требует своего подхода к методике работы с детьми. Разница
подхода связана с пониманием возможностей детей в каждом возрасте, с предъявлением требований к ребенку и
ожиданием определенных результатов.
|