Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 23.04.2024, 13:58

Сайт воспитателя д/с "Ласточка" Евдокимовой Т.В.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование новых методов и приемов при организации театрализованной деятельности детей старшего возраста

Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.

В. А. Сухомлинский


Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Анализ методической литературы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы, например:

·         предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);

·         предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтрастных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки (Т.Неменова);

·         предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка (Г. Прима).

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными. Т.Н. Доронова в книге «Играем в театр» предлагает следующие методы и приемы: 

Методика работы с детьми в старшей группе

Дети стали старше, и теперь они вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности с ними может строится в два этапа.

Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю.

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене.

На первом этапе педагог:

Ø      заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его или предлагает детям самим сочинить спектакль для своего выступления;

Ø      интересуется, понравилось ли детям произведение или нет. Получив положительную оценку, педагог предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям. Если дети сами придумывают содержание, предлагает каждому из них выбрать для себя роль.

 Работа над ролью

Работа над ролью с детьми этого возраста строится также, как и в средней группе.

·         Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

·         Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует  у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

·         После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.

·         Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.).

Работа над этюдами

Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия не может стоять перед детьми шестого года жизни. Но жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в своем воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому при проведении работы с детьми Т.Н. Доронова рекомендует следующие приемы.

Начать следует с подготовке атрибутов для инсценировки, костюмов. Затем следует перейти к движению. Вначале педагог выясняет у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик делит героев на две, три и более подгрупп. Так, например, смелые и решительные составляют первую группу, добрые, важные, обыкновенную – вторую, трусливые – третью. Затем детям каждой подгруппы предлагается продемонстрировать движение своих персонажей.

После того как вся подгруппа, например смелых и решительных зайцев, продемонстрирует свои движения, педагог подводит детей к обобщенным представлениям о характере движений данного образа. Это может звучать так: «Смелые, решительные зайцы быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. С высоко поднятыми мордочками они смотрели только вверх. Их плечи были расправлены, грудь выставлена вперед, лапы засунуты в карманы брюк (или сложены за спиной и т.п.)».

От характеристики движений каждой подгруппы педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа осуществляется также по подгруппам. В начале педагог, в зависимости от образа и характера героя, предполагает каждому ребенку выбрать соответствующую интонацию, а затем, так же как и при выработке движений, подводит детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап, глядя прямо в глаза говорящему, и т.п. по окончании работы над выразительностью речи проводится репетиция спектакля. Педагог обязательно хвалит детей.

Методика работы с детьми в подготовительной группе

Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.п. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приемами грима и т.п. 

Помощь маленькому актеру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить ее при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ – студий актерского мастерства для взрослых. Т.Н. Доронова предлагает за основу театрализованной деятельности брать ведущую деятельность дошкольников – игру. Не смотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу так, что искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники – ведь это дети, которые не разучились играть. Гении – это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не искусство. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить дошкольников элементарными приемами актерской техники.

Упражнения

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.

Упражнения на напряжения мышц:

ü      рубить дрова;

ü      волочить тяжелый ящик;

ü      нести очень тяжелый чемодан;

ü      дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.

Упражнение на расслабление мышц:

ü      заснуть на стуле;

ü      сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.п.

Упражнения на развитие воображения:

ü      передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;

ü      передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;

ü      передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это.

 

Работа над ролью. Работа маленьких актеров над ролью под руководством педагога строится следующим образом:

·         Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные).

·         Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.)

·         Распределение ролей

·         Непосредственно работа над ролью:

Ø      составление словесного портрета героя;

Ø      фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Ø      сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

Ø      анализ придуманных поступков героя;

Ø      работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста;

Ø      работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации;

Ø      подготовка театрального костюма;

Ø      создание образа с исполнением умело наложенного грима.

Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны иметь какую-то причину, быть целесообразным. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет. Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

     Таким образом, мы видим, что каждый возрастной этап требует своего подхода к методике работы с детьми. Разница подхода связана с пониманием возможностей детей в каждом возрасте,  с предъявлением требований к ребенку и ожиданием определенных результатов.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Vospitatel (04.10.2012)
Просмотров: 6689 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz